Неточные совпадения
Духовную и культурную децентрализацию России, которая совершенно неизбежна для нашего национального здоровья, нельзя понимать как чисто внешнее
пространственное движение от столичных центров к глухим провинциям.
Само противоположение субъекта и объекта, самоубийственное рационализирование всего живого в познании есть, как мы видели, результат того же заболевания бытия, которое превратило его во временное,
пространственное, материальное и логическое.
Бытие заболело: все стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все стало
пространственным, т. е. ограниченным и отчужденным в своих частях, тесным и далеким; стало материальным, т. е. тяжелым, подчиненным необходимости; все стало ограниченным и относительным, подчиненным законам логики.
Весь природный порядок,
пространственный, временный, материальный, закономерный, который явился результатом греха, соблазненности наущениями духа зла, есть наполовину подделка бытия, ложь и призрак, так как в нем царит смерть, рабство и страдание.
Болезнь эта прежде всего выразилась в том, что все стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все стало
пространственным и отчужденным в своих частях, тесным и далеким, требующим того же времени для охватывания полноты бытия; стало материальным, т. е. тяжелым, подчиненным необходимости; все стало ограниченным и относительным; третье стало исключаться, ничто уже не может быть разом А и не-А, бытие стало бессмысленно логичным.
Дядя Максим всегда недовольно хмурился в таких случаях, и, когда на глазах матери являлись слезы, а лицо ребенка бледнело от сосредоточенных усилий, тогда Максим вмешивался в разговор, отстранял сестру и начинал свои рассказы, в которых, по возможности, прибегал только к
пространственным и звуковым представлениям.
Иногда ему удавалось: он находил на мгновение те ощущения, о которых говорил Максим, и они присоединялись к его
пространственным представлениям.
Полагая жизнь свою в делах плотских, человек делает те дела, которые всегда находятся в зависимости от
пространственных и временных, вне его находящихся причин.
Я описал тебе мои похождения вкратце, потому что знаю, ты не любишь ничего «
пространственного».
Памятник Пушкина был и моя первая
пространственная мера: от Никитских Ворот до памятника Пушкина — верста, та самая вечная пушкинская верста, верста «Бесов», верста «Зимней дороги», верста всей пушкинской жизни и наших детских хрестоматий, полосатая и торчащая, непонятная и принятая [Пушкин здесь говорит о верстовом столбе. (примеч. М. Цветаевой).].
О Боге приходится говорить в числовых, временных,
пространственных определениях, принадлежащих нашему эмпирическому миру.
Говорить о повторении или удвоении можно только относительно подобного в области временного и
пространственного бытия.
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного начала власти и торжествует секуляризация, а в мистической глубине подготовляется и назревает новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой философии, означающий «жизненный век», «вечность»; в иудео-христианской традиции означает «мир», но не в
пространственном смысле (космос), а в историческом и временном аспекте («век», «эпоха»).]
Наше пространство представляет собою как бы несколько
пространственных слоев разной плотности: напр., свет может свободно проникать через воздушное пространство, через поры одного наполнения пространства может просачиваться другое.
Допуская возможность
пространственного восприятия времени, мы не видим, однако, здесь учения о метафизической природе временности в его отношении к вечности.].
Однако единство телесности не может быть вполне разрушено и в
пространственном мире, — оно косвенно подтверждается функциями питания, дыхания, обмена веществ, всеобщей связанности сущего [О смысле этих функций ср. в моей «Философии хозяйства» главу III о еде и труде.
Но рядом с этим мир имеет и низшую «подставку» — υποδοχή [Более точный перевод: подоснова, «субстрат» (греч.).], которая есть «место» распавшейся, актуализированной множественности, находящей свое единство лишь во временно-пространственном процессе, в становлении, бытии-небытии; слои бытия переложены здесь слоями небытия, и бытие находится в нерасторжимом, как свет и тень, союзе с небытием.
Я буду употреблять слово «природа» и не в смысле противоположения её культуре, цивилизации или сверхприродному, благодатному и не в старом смысле космоса или Божия творения и не в смысле исключительно
пространственного материального мира, отличного от души.
Пространственные символы «верха» и «низа», «высокого» и «низкого» могут выражать абсолютные истины нравственного и духовного порядка.
Понимая свою жизнь только как животное существование, определяемое
пространственными и временными условиями, человек и пробуждение и деятельность разумного сознания хочет измерять тою же меркой: он спрашивает себя — когда, сколько времени, в каких условиях я находился в обладании разумным сознанием?
Вне власти человека, желающего жить, уничтожить, остановить
пространственное и временное движение своего существования; но истинная жизнь его есть достижение блага подчинением разуму, независимо от этих видимых
пространственных и временных движений.
Он действительно знает себя в этом животном, и знает себя не потому, что он есть нечто
пространственное и временное (напротив: себя, как временное и
пространственное проявление, он никогда познать не может), а потому, что он есть нечто, долженствующее для своего блага быть подчиненным закону разума.
Насколько жизнь этих личностей сближается с законами нашей жизни, стремления к благу и подчинения закону разума, настолько мы знаем их; насколько она проявляется в
пространственных и временных условиях, настолько мы не знаем их.
И потому временное и
пространственное прекращение телесного существования при этом взгляде не имеет ничего действительного и не может не только прекратить, но и нарушить моей истинной жизни.
Так как же может какое бы то ни было временное и
пространственное изменение уничтожить то, что вне его?
Для человека же, знающего себя не по отражению в
пространственном и временном существовании, а по своему возросшему любовному отношению к миру, уничтожение тени
пространственных и временных условий есть только признак большей степени света.
В знании нашей животной личности уже являются
пространственные и временные условия, видимые, осязаемые, наблюдаемые, но недоступные нашему пониманию.
Сколько бы ни уверяли людей суеверия религиозные и научные о таком будущем золотом веке, в котором всего всем будет довольно, разумный человек видит и знает, что закон его временного и
пространственного существования есть борьба всех против каждого, каждого против каждого и против всех.
Еще менее доступны нашему знанию предметы безличные, вещественные; в них мы уже не находим подобия нашей личности, не видим вовсе стремления к благу, а видим одни временные и
пространственные проявления законов разума, которым они подчиняются.
Временные и
пространственные условия, в которых находится животная личность человека, не могут влиять на жизнь истинную, состоящую в подчинении животной личности разумному сознанию.
Связь заблуждения и страдания, видимая для животного только в
пространственных и временных условиях, всегда ясна для человека вне этих условий в его сознании.
Только от этого и происходит то, что люди, рожденные и воспитанные в совершенно одинаковых
пространственных и временных условиях, представляют часто самую резкую противоположность своего внутреннего я.
То, что соединяет в одно все разрозненные сознания, соединяющиеся в свою очередь в одно наше тело, есть нечто весьма определенное, хотя и независимое от
пространственных и временных условий, и вносится нами в мир из области внепространственной и вневременной; это-то нечто, состоящее в моем известном, исключительном отношении к миру, и есть мое настоящее и действительное я.
Движение в высоту предмета, движущегося вместе с тем и в плоскости, будет точным подобием отношения истинной жизни человеческой к жизни животной личности, или жизни истинной к жизни временной и
пространственной. Движение предмета к верху не зависит и не может ни увеличиться, ни уменьшиться от его движения в плоскости. То же и с определением жизни человеческой. Жизнь истинная проявляется всегда в личности, но не зависит, не может ни увеличиться, ни уменьшиться от такого или другого существования личности.
И это продолжается до тех пор, пока он не признает наконец, что для того, чтобы спастись от ужаса перед увлекающим его движением погибельной жизни, ему надо понять, что его движение в плоскости — его
пространственное и временное существование — не есть его жизнь, а что жизнь его только в движении в высоту, что только в подчинении его личности закону разума и заключается возможность блага и жизни.
Существа эти и представляются нам преимущественно временными и
пространственными явлениями и потому еще менее доступны нашему знанию.
Так что при этом взгляде выходит наоборот: не сознание жизни есть призрак, а всё
пространственное и временное — призрачно.
Жизнь эта обнаруживается во времени и пространстве, но определяется не временными и
пространственными условиями, а только степенью подчинения животной личности разуму. Определять жизнь временными и
пространственными условиями, — это всё равно, что определять высоту предмета его длиной и шириной.
Основное свойство человека более или менее любить одно и не любить другое не происходит от
пространственных и временных условий, но, напротив,
пространственные и временные условия действуют или не действуют на человека только потому, что человек, входя в мир, уже имеет весьма определенное свойство любить одно и не любить другое.
Силы
пространственные и временные — силы определенные, конечные, несовместимые с понятием жизни; сила же стремления к благу через подчинение разуму есть сила, поднимающая в высоту, — сама сила жизни, для которой нет ни временных, ни
пространственных пределов.
Дух одинаково может характеризоваться
пространственными символами глубины и высоты.
Из
пространственных символов глубины и высоты мистики предпочитают первый.
В описании духовного и мистического опыта всегда будут прибегать к
пространственной символике, к символам высоты и глубины, к символам сего и иного мира и т. д.
Дух есть внутреннее, в этом
пространственном символе один из признаков духа.
В
пространственном отношении он несомненно превосходил их все, так как это было триумфальное шествие по всей России.
1) Как бы ни увеличивалось наше знание тех
пространственных условий, в которых находится человек, знание это никогда не может быть полное, так как число этих условий бесконечно, велико так же, как бесконечно пространство. И потому как скоро определены не все условия, не все влияния на человека, то и нет полной необходимости, а есть известная доля свободы.
Итак, для того чтобы представить себе действие человека, подлежащее одному закону необходимости, без свободы, мы должны допустить знание бесконечного количества
пространственных условий, бесконечно великого периода времени и бесконечного ряда причин.